Конические роликовые подшипники – тип роликовых подшипников, в котором ролики расположены под углом к основной оси. Это позволяет справляться не только с осевыми, но и лучевыми нагрузками. Состоят из сепаратора, произведенного из стали или полиамида, и внутреннего кольца. При увеличении угла положения ролика относительно оси подшипник способен выдержать более значительную осевую нагрузку, при этом максимальная лучевая нагрузка уменьшается.Дорожки качения внутреннего и внешнего колец представляют собой сегменты конусов, а ролики имеют конусообразную форму, так что конические поверхности дорожек качения и оси роликов, если их спроецировать, будут встречаться в общей точке на главной оси подшипника. Благодаря такой геометрии движение конусов остается соосным, без движения скольжения между дорожками качения и наружным диаметром роликов.
Такая коническая геометрия создает линейное пятно контакта, которое позволяет выдерживать большие нагрузки, чем у сферических (шариковых) подшипников, которые имеют точечный контакт. Геометрия означает, что тангенциальные скорости поверхностей каждого из роликов совпадают с их дорожками качения по всей длине пятна контакта, и дифференциальная очистка не происходит.
Ролики стабилизируются и удерживаются фланцем на внутреннем кольце, по которому скользит их большой конец, что предотвращает выскакивание роликов из-за "эффекта тыквенных семечек" их конической формы.
Чем больше половинные углы этих конусов, тем больше осевое усилие, которое может выдержать подшипник.
Конические роликовые подшипники разделяются на конический узел и чашку. Неразъемный конический подшипник состоит из внутреннего кольца, роликов и сепаратора, который удерживает и равномерно распределяет ролики. Чашка - это просто внешнее кольцо. Внутренний зазор устанавливается во время монтажа осевым положением конуса относительно чашки, хотя установки с предварительной нагрузкой без зазора являются обычными.